1. Галина
  2. Консультация юриста в Алматы (Казахстан)
  3. 24.04.2014
Как оформить дачный домик в садоводческом обществе? Акт на землю с кадастровым номером уже есть.
Ответ принят Pending Moderation
Здравствуйте, Галина

В соответствие п.2 ст. 68 Закона об архитектуре строительстве и градостроительстве. Разрешительные документы на возведения объекта недвижимости от соответствующих органов не требуется, так же как и не предусмотрен ввод в эксплуатацию государственными органами.

Возведенный объект подлежит государственной регистрации, путем обращения владельца с заявлением в Департамент юстиции.
Порядок регистрации приведен в ст. 18 закона о государственной регистрации имущества и сделок с ним.

Содержание законодательных норм смотрите ниже.


Статья 68. Основные требования к процессу строительства
1. На соответствующих этапах процесса строительства должны быть выполнены процедуры и соблюдены требования, установленные настоящей статьей.
2. Заказчик, имеющий намерение осуществить строительство объекта, обязан в соответствии с земельным законодательством получить в местных исполнительных органах районов (городов) решение о предоставлении соответствующего права на землю. Исключением для данного правила является строительство на принадлежащих заказчику на праве собственности индивидуальных приусадебных, дачных, садовых и огороднических участках временных строений, хозяйственно-бытовых построек и элементов благоустройства, а также жилых и бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства на участках (территориях), используемых заказчиком на праве землепользования.
2-1. Заказчик, имеющий намерение осуществить строительство объектов на землях государственного лесного фонда, где лесные ресурсы предоставлены ему в долгосрочное лесопользование для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей; нужд охотничьего хозяйства; побочного лесного пользования, а также на участках государственных национальных природных парков и государственных природных резерватов, предоставленных в долгосрочное пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности, получает разрешение на использование земельного участка под строительство в соответствии с лесным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий.
3. Сроки действия решения местных исполнительных органов районов (городов) о предоставлении соответствующего права на землю от даты принятия решения до начала строительства устанавливаются в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан с учетом нормативной продолжительности проектирования и утверждения проекта в установленном порядке и указываются в разрешительном документе.
4. В случаях невозможности положительного решения о предоставлении соответствующего права на землю, местные исполнительные органы районов (городов) обязаны в течение десяти дней с момента обращения ответить заявителю (заказчику) мотивированным отказом с указанием норм (положений, условий, ограничений, сервитутов) законодательства, в противоречие с которыми вступает его намерение осуществить данное строительство.
5. Решение местных исполнительных органов районов (городов), а также разрешение уполномоченного государственного органа в области лесного хозяйства или уполномоченного государственного органа в области особо охраняемых природных территорий о предоставлении соответствующего права на землю является основанием для составления задания заказчика на проектирование намеченного объекта.
Задание на проектирование составляется заказчиком либо его уполномоченным лицом (застройщиком) и утверждается заказчиком.
Задание на проектирование является неотъемлемой частью договора на выполнение заказа по разработке предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации.
Задание на проектирование должно включать требуемые параметры объекта, иные исходные данные.
6. Поставщики услуг по инженерному и коммунальному обеспечению в районе предполагаемого строительства по запросу местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения представляют в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения в запрашиваемых (расчетных) параметрах, требующихся для строительства и устойчивого функционирования введенного впоследствии в эксплуатацию объекта.
7. Установление поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению объекта строительства необоснованных требований об участии (долевом участии) заказчика в расширении (реконструкции, модернизации, техническом перевооружении) объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры при выдаче технических условий не допускается.
В случаях, когда существующий уровень обеспеченности инженерной (коммунальной) инфраструктуры данного населенного пункта или района строительства не позволяет предоставить услуги в запрашиваемых заказчиком параметрах, вопросы о затратах, связанных с расширением (реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) объектов инфраструктуры для покрытия дополнительных нагрузок подключаемых абонентов, должны решаться между поставщиками (производителями) и заказчиком (потребителем) на договорной и возвратной основе.
8. Местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) на основании решения о предоставлении соответствующего права на землю, утвержденного задания на проектирование, технических условий на подключение к источникам инженерного обеспечения и коммунальных услуг и других исходных материалов (данных) выдают заказчику архитектурно-планировочное задание.
9. Состав и объем исходных материалов, необходимых для выдачи архитектурно-планировочного задания, устанавливаются государственными нормативными документами.
В случаях, когда для строительства нового или реконструкции (перепланировки, переоборудования, модернизации, реставрации) существующего объекта не требуется отвода (прирезки) земельного участка, а также если для этих целей отсутствует необходимость в подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения, в архитектурно-планировочном задании делается соответствующая запись.
10. Разработанная в соответствии с заданием на проектирование, архитектурно-планировочным заданием и иными исходными материалами проектная (проектно-сметная) документация проходит согласования и утверждение в соответствии с требованиями, установленными государственными нормативными документами.
Экспертиза документации проводится в соответствии с требованиями, установленными статьей 64 настоящего Закона.
11. До начала производства строительно-монтажных работ заказчик не менее чем за десять рабочих дней обязан уведомить органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль, о начале производства строительно-монтажных работ в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах», с приложением копий положительного заключения экспертизы (положительного локального экспертного заключения для объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан) в случае обязательности ее проведения и акта выбора земельного участка.
12. Процесс строительства сопровождается архитектурно-строительным контролем и надзором в соответствии с нормами главы 6 настоящего Закона.
13. Завершенный строительством объект подлежит приемке в эксплуатацию в соответствии с нормами главы 11 настоящего Закона.
Утвержденный в установленном порядке акт приемки построенного объекта в эксплуатацию является основанием для регистрации объекта в государственном органе регистрации прав на недвижимое имущество.
14. Порядок, сроки оформления и выдачи документов, необходимых для строительства новых и изменения существующих объектов, устанавливаются правилами прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменения существующих объектов, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 68 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 10.01.2006 N 116 (порядок введения в действие см. ст. 2 Закона N 116); от 07.07.2006 N 174; от 29.12.2008 N 116-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 10.07.2009 N 180-IV; от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 25.03.2011 № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); от 13.01.2012 № 542-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.12.2013 № 151-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


Процедура регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе и на постройки индивидуальных жилых домов, а также других строений, предназначенных для личного пользования граждан, регламентируются рядом нормативных правовых актов.
Порядок и правила регистрации прав на недвижимое имущество определяются Законом Республики Казахстан от 26 июля 2007 года N 310 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». В соответствии п/п 6,7 ст. 1 указанного нормативного акта,
6) государственная регистрация прав на недвижимое имущество (далее - государственная регистрация) - обязательная процедура признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременении прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации в правовом кадастре в порядке и сроки, установленные настоящим Законом и иными законами;
7) первичный объект недвижимости - здания и сооружения различного функционального назначения, а также объекты особого регулирования и градостроительной регламентации;
В соответствии со ст. 18 указанного Закона, Необходимым условием государственной регистрации прав на недвижимое имущество является государственное техническое обследование зданий, сооружений и (или) их составляющих.
2. Деятельность по государственному техническому обследованию зданий, сооружений и (или) их составляющих относится к государственной монополии и осуществляется республиканскими государственными казенными предприятиями, созданными по решению Правительства Республики Казахстан, по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
3. Государственное техническое обследование включает в себя первичное и последующее обследование, а также присвоение кадастрового номера зданиям, сооружениям или их составляющим.
Первичное обследование проводится на вновь созданное недвижимое имущество. По результатам первичного обследования объекта недвижимости составляется технический паспорт.
Последующее обследование проводится при изменении технических и (или) идентификационных характеристик зданий, сооружений или их составляющих в результате их реконструкции, перепланировки, переоборудования, за исключением случаев, когда изменения таких характеристик могут быть отражены в техническом паспорте без проведения последующего обследования, в том числе при изменении кадастрового номера, адреса, регистрационного кода адреса (при его наличии).
По результатам последующего обследования оформляется технический паспорт, в котором отражаются выявленные изменения.

Юрист Олег Собко
Ответ принят Pending Moderation
Спасибо за 68 статью. Я наверно не корректно вопрос задала? В 1996 году купили заброшенную дачу в Садоводческом участке, и оформили только землю в собственность, а домик в плане не обозначен, но он есть. Можно ли домик зарегистрировать, в случае сноса- чтобы не было проблем при оценке(домик сезонный, летний)
Ответ принят Pending Moderation
Регистрация права собственности на строения, возведенных на садовых и приравненных к ним участках производится по основаниям, предусмотренным п.2 ст.68.
То есть в данном случае Вам необходимо обратиться в ЦОН по месту нахождения вашего имущества с заявлением об обследовании объекта недвижимости и изготовления технического паспорта.
По Вашему заявлению на место расположения объекта прибудет техник, который произведет абрис объекта и замеры, для изготовления технического паспорта.
После получения технического паспорта, Вам необходимо повторно обратиться в ЦОН с заявлением о регистрации права собственности на недвижимое имущество с приложением технического паспорта, право удостоверяющего и правоустанавливающего документа.
Нормы законодательства, отражающие порядок регистрации Вам были направлены ранее.
Ответ принят Pending Moderation
Большое спасибо.
  • Страница :
  • 1


На это сообщение еще не было ни одного ответа.
Однако, Вы не можете отвечать на это сообщение.
  • «Пятничная» скидка

    Скидки до 10%

    Каждую пятницу скидка до 10% на все виды юридических услуг нашей компании.